«Сделаем человека» (1:26). Раши задает логичный вопрос — почему в Торе употребляется глагол во множественном числе, ведь никто не помогал Творцу в создании человека? Более того, такая особенность может сбить с толку читателей, дав возможность предположить, Б-же упаси, что евреи верят во многобожие. Неслучайно в талмудическом трактате «Мегила» (9б) рассказывается о том, как 70 мудрецов переводили Тору и прежде всего видоизменили вышеупомянутый стих, написав «Сделаю человека».
Раши объясняет: несмотря на все эти опасения, Тора использует глагол во множественном числе, чтобы научить людей вежливости и правильному положению вещей. Прежде чем что-либо делать, надо попросить разрешения. «Сделаем человека» намекает на тот факт, что Всевышний попросил разрешения у ангелов.
Раввин Элиэзер Шах во время одного из выступления в ешиве «Поневеж» задал следующий вопрос. Если бы лично нам задали вопрос «Что важнее, предупредить ошибку в прочтении или научить людей тому или иному правилу поведения?», мы бы однозначно предпочли первое. Однако предпочтения Торы кардинально отличаются. Дело в том, — пояснил р. Шах, — что человек, который ознакомлен с правилами элементарной вежливости не станет еретиком: он будет сообразовываться с мнением других людей, которые научат его принципу «У всего есть свой закон и свой Судья».
Следующую историю поведал религиозный еврей, который живет в поселке Рехасим. Его жена решила открыть частный садик на дому. Осуществить это было не столь сложно, учитывая, что квартира располагалась на первом этаже, и к ней прилегал просторный двор. Супруги заручились согласием других соседей.
Все необходимые разрешения были получены, но буквально за неделю до предполагаемого открытия детского сада один сосед пошел на попятный. «Я не согласен! — сказал он. — Во-первых, у моей жены высокое давление, и шум, который будет доноситься со двора, помешает ей. Во-вторых, у меня есть сын, который в последнее время отошел от соблюдения заповедей. Если он увидит, что вы открыли детский сад, не приняв во внимание состояние моей жены, его мнение о религиозных людях только ухудшится».
Наш герой и его жена не знали, как поступить в этой сложной ситуации. Они отправились за советом к раввину. Тот постановил: поскольку сосед изначально дал свое согласие на открытие сада, речь идет о своеобразном обете, и давший его не вправе отказываться от своих слов. Соседу же раввин пообещал: «Благодаря этому детскому садику Всевышний приблизит вашего сына к истокам, и он в скором времени благополучно женится». Так и случилось.
Неужели местный раввин был чудотворцем? Нет, совершенно необязательно. Наши мудрецы говорили: тот, кто готов к компромиссу, удостаивается милости в глазах Всевышнего.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина