Темы:
«И невинного и правого не умерщвляй» (Мишпатим, 23:7)
Ужасная мафиозная шайка захватила власть над Чикаго. Ее участники взимали плату за покровительство, и горе было тому, кто отказывался от этого. Они организовали контрабандную сеть, подчинили себе торговлю, и горько было тому, кто осмеливался конкурировать с ними. Жестокая война между бандитскими группировками велась на улицах города, полиция была подкуплена, чиновники подмазаны, и все нити вели к одному человеку. Аль Капоне. Однако нелегко было его уличить. Задействованы были первоклассные адвокаты. Каждый шаг тщательно продумывался. Невозможно было обвинить его в уголовных делах. И все же, в конце концов, выход нашелся: его обвинили в сокрытии доходов от налогов и приговорили к пожизненному заключению.
Все знали, что это фальшивый повод. Причина, чтобы возложить на него вину и убрать с дороги. Судья выполнил работу следствия. Но подумаем, что было бы, если бы Аль Капоне предстал перед судом Торы?
Такой судья преступил бы, по словам рабейну Авраама Эвен Эзра, благословенна память праведника — закон: «И невинного и правого не умерщвляй. Но есть ли нужда в таком предупреждении? Разве можно подумать, что раввинский суд прольет невинную кровь? Однако здесь имеется в виду злодей и мерзавец, обвиненный сейчас в определенном преступлении, и судья знает, что в данном случае он не виноват. В данный момент — он невиновен. И не может сказать судья: ага, выпал случай обвинить его, взыскать с него за все. Нет! Суди каждое дело в соответствии с его сутью.
Все это верно. Но сейчас перейдем от аморального Чикаго к нашей обычной жизни. Не раз и не два возвращаемся мы домой раздраженными и раздосадованными — причин для этого хватает. Происшествия на работе, пробки по дороге домой или просто плохое настроение. И тогда, к несчастью, кто-нибудь подействовал нам на нервы. Он, разумеется, виноват, как всегда. Или своим действием, или возмутительным разговором. Только этого не хватало… И не знал он, что поджег бочку с порохом. И мы реагируем без всякой связи с происшедшим. Как серьезно, как пламенно — большой взрыв. Сбрасываем с себя все стрессы, освобождаем пружину. И припоминаем ему вдруг все прежнее зло, все ссоры и обиды, обматываемся взрывчатым поясом и нажимаем на кнопку. Взрываемся, и пусть все взорвется. И преступаем запрет “и невинного и правого не умерщвляй”… Чем виноват несчастный в нашей нервозности, ведь мы преступили все рамки.
Как сказал раби Исраэль Салантер, благословенна память праведника “Если ты прав, смотри, останься правым!”… Повод для размышления и практического применения.(Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина