Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Школа, Дисциплина, Агрессивный ребенок, Младшие школьники
Шалом, моей второй дочери 6 лет, она пошла в 1 класс. Ей очень трудно собираться по утрам в школу. Она медленно собирается, мечтает, думает о чём-то. Я по нескольку раз захожу. Иногда могу прикрикнуть или даже шлёпнуть, чтобы одевалась быстрее. Мне вся эта ситуация страшно не нравится потому, что она часто опаздывает, да и просто каждое утро получает от нас негативное отношение, что само по себе не полезно. Хорошо хоть на учёбе это никак не отражается, она очень сообразительная, хоть учительница тоже говорила, что она медлительная.
Вторая проблема: на мой взгляд, она бывает жестокой со своими сёстрами или просто сверстниками. И часто без особой причины может мешать, дразнить и досаждать другим. Может специально сесть на чужой стул или забрать чужую вещь или сильно ударить. Я потом ей пытаюсь объяснить, как это больно и неприятно другому и что ей самой такое тоже было бы неприятно или больно. Вижу по её лицу, что она вроде поняла и даже расчувствовалась, но позже может начать опять сначала. Спасибо большое заранее. Очень хотелось, чтобы ответила Ципора Харитан. N.
Уважаемая N.,
Медлительность — это врожденное свойство, и есть дети, которым действительно трудно собираться быстро. Тем более, Вы пишете, что и в школе, несмотря на хорошую учебу, учительница тоже жалуется на медлительность. Поэтому ругать тут мало поможет.
Советую попробовать сделать наоборот — премировать, если она будет готова до определенного срока. Например, она должна зайти в 7.30 на кухню уже одетая. Тогда стоит повесить в детской комнате часы, чтобы она точно видела, который час. Каждый раз давайте звездочку за выполнение и, скажем, за 10 звездочек — большую премию.
Второй способ: договоритесь с ней по-хорошему, что Вы ее поднимаете на 15 минут раньше, чтобы она утром не должна была спешить и могла бы собираться спокойно, а Вы не должны были бы сердиться.
Третий: попробуйте привлечь к этому учительницу, чтобы и она давала «премию», когда девочка приходит в класс вовремя.
Но подумайте: может быть, Вы, сами того не желая, неосознанно подкрепляете ее медлительность большими дозами отрицательного внимания, которое уделяете ей. Я предполагаю, что утром Вы заняты с другими детьми и она чувствует: если будет быстро собираться, то ей не уделят внимания. А так Вы возитесь с ее медлительностью. Поэтому перестаньте напоминать и наказывать, а, наоборот, постарайтесь отмечать вслух любые улучшения. Надеюсь, что что-то из всех этих способов ей поможет начать собираться быстрее.
Что касается второй проблемы, то и здесь очень важно давать поменьше отрицательного внимания, т.е. не ругать или критиковать за проявления грубости и жестокости, а, наоборот, побольше замечать каждое, даже самое маленькое, проявление доброты к младшим. Например: «Какая ты хорошая сестра, подняла с пола и дала маленькому игрушку», «Какая ты ласковая, ты кого-то погладила» и т.д. Когда девочка поймет, что она может привлечь Ваше внимание не только плохим поведением — из-за которого Вы ведете с ней долгие разговоры, объясняете и внушаете, но и хорошим — видите его и радуетесь ему, то у нее будет больше мотивации вести себя как надо.
И позвольте одно общее высказывание. Я знаю, что то, что предлагаю, непросто. Потому что почти все были воспитаны на системе «зачем говорить хорошее, и так понятно, надо замечать плохое и критиковать для того, чтобы исправили». Проблема в том, что эта система очень плохо сказывается на душе ребенка и не вызывает у него желания быть хорошим. А поэтому предлагаю изменить позицию в целом. Т.е. побольше замечать хорошее и подчеркивать его и уделять как можно меньше внимания плохому. Т.е., например, остановить ее, если она кого-то бьет, и четко сказать, что это нельзя, но не пилить и не читать мораль. Обычно постоянное положительное внимание помогает исправить и улучшить любое поведение.
С уважением и пожеланием радости от детей, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина