Темы: Воспитание детей, Школа, Кружки, Смерть, Жизнь, Младшие школьники
Прошу совета насчет сына. Учителя на него не жалуются, он вежлив, не балуется. Но год назад он объявил, что четверок ему достаточно и выше он не хочет (хотя знает, что низкие баллы помешают попасть в хороший 5-ый класс и придется учиться с мигрантами). Говорит, что станет продавцом-кассиром, будет работать рядом с домом и много ему учиться не нужно (хотя в семье у всех высшее образование, у нас с его папой — ученые степени, он с детства знает о студентах, университете).
Летом сказал, что не хочет ходить ни на какие кружки (до этого 2 года рисовал и плавал — без рекордов). Не читает — скучно. На экскурсии едет нехотя, потом увлекается, но когда приезжаем домой, говорит: было скучно! Не хочет трудиться, учиться...
Что делать??? Мы никогда его не принуждали, не ругали, не требовали сверхдостижений...
Приятелей у него нет, только школьные товарищи, но общение у них только в школе. Общается легко, но ребята ему не интересны. Он эмоционально старше их всех... 1,5 года назад мы потеряли нашего дорогого папу и мужа (ковид), я до сих пор не могу радоваться... Сын, конечно, переживает потерю папы, но он уже смирился и говорит, что доволен нашей нынешней жизнью.
Как понять его настрой, как помочь ему? Я не справляюсь! Никак не могу убедить его заниматься чем-нибудь полезным, учиться хорошо! Спасибо, N.
Шалом, N.
Вы задаёте очень хороший вопрос. К сожалению, это достаточно распространённая проблема, что дети не хотят учиться.
И в семьях профессоров, где родители требуют от ребенка хорошей учёбы в школе и поступления в университет со всеми вытекающими отсюда последствиями, и в религиозных семьях, где от детей ожидается постоянное изучение Торы, как правило, есть (хотя бы один) такой ребёнок, который вдруг теряет интерес ко всему и перестаёт учиться.
Интересно, что этот феномен проявляется не только в учебе. В семье, где родители очень пунктуальны, растет ребёнок, который постоянно опаздывает, и, наоборот, там, где родители не слишком следят за временем, растет суперпунктуальный ребёнок, который постоянно подгоняет маму и папу.
Там, где родителям очень важна чистота, — ребёнок грязнуля, а там, где не слишком следят за порядком, — ребёнок супераккуратный. И так далее.
Т.е. ребёнок чувствует, что именно для его родителей является ВАЖНЫМ, и начинает протестовать, всячески показывая: то, что ВАЖНО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЛЯ НЕГО НЕ ИМЕЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО ЗНАЧЕНИЯ, таким образом, «задевая родителей за живое».
Видя такое поведение ребёнка, родители начинают нервничать, пытаются вразумить его и направить на путь истинный, но… натыкаются на стену. К сожалению, все их усилия, разговоры и уговоры ни к чему не приводят, они видят, что никак не могут повлиять на ребёнка, и чувствуют, что их родительский авторитет падает.
На самом деле, всё, что Вы делаете и чем живёте, является основой для Вашего ребёнка. Ради этого он родился именно у Вас, и в этом его настоящее желание. Поэтому Вы можете продолжать требовать хорошей учёбы и продолжать записывать его в кружки.
Но… очень важно — не воюйте!
Вы требуете от него учиться потому, что это очень важно; потому, что учёба открывает двери в жизни; потому, что это в дальнейшем ему очень поможет. Но заставить его Вы не можете.
Т.е., например, мама, для которой очень важно, чтобы дети ели здоровую пищу, может выбросить из дома все сладости и готовить исключительно полезные блюда, но заставить ребёнка есть только это она не может. Ребенок всегда может найти сладости в другом месте…
И чем больше мама будет пытаться его заставить, тем больше будет сопротивление. Каждый человек очень хорошо чувствует, когда от него хотят чего-то добиться, хотят заставить что-то сделать, и тем более — когда используются разного рода манипуляции. Естественная реакция, которая возникает в таких случаях, — сопротивление.
Поэтому — не воюйте! Делайте то, что считаете нужным, но не старайтесь его заставить. Не используйте никаких манипуляций, чтобы заставить ребёнка учиться. В конечном счете — это его жизнь и должен быть его выбор.
Часто возникает вопрос, что может быть на поведение ребёнка повлияла потеря отца (не дай Б-г никому), и он так себя ведёт, так как на него нет сейчас мужского воздействия, и папиной жёсткой руки. Или на него повлияло то, что Вы до сих пор не можете радоваться.
Это вполне может быть, также как может быть и прямо обратное влияние, т.е. есть дети, которые в подобных ситуациях (не про кого не будет сказано), видя, как маме тяжело берут всю ответственность на себя и становятся «мужчиной» в доме. Как мы уже сказали, у ребёнка есть выбор, и он выбирает (подсознательно), как себя вести, и как отнестись к ситуации.
Но, даже если есть плохое влияние, то наш еврейский подход учит смотреть на вещи "вперёд, а не назад", т.е. «Раз Вс-й поставил нас в такую ситуацию, значит Он верит в нас. Верит, что мы будем сильными, что мы не сломаемся, что мы будем продолжать путь папы и освятим мир своим хорошим поведением, хорошей учёбой, соблюдением мицвот, и поддержкой друг друга».
Желаю Вам большой мудрости и терпения в воспитании детей.
С уважением, Лея Хмельницкая.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина