Темы: Пурим, Пост, Пост Эстер, Ури Калюжный, Единство еврейского народа
Когда говорят о посте, у многих (например, у меня) возникает ассоциация с людьми, сидящими на земле в горестных позах, с плачем и стенанием. Чувство это, конечно же, навеяно известными картинами, посвящёнными 9-му Ава — дню, когда все мы действительно скорбим о разрушенном Храме, галуте и, заодно, о всех остальных неприятностях.
Вот почему каждый год, когда приближается Таанит (Пост) Эстер, я чувствую некое недоумение: «Тут-то о чём горевать?». Вроде бы, история Пурима закончилась хорошо, и, вообще, как известно, сказали Мудрецы, что с наступлением месяца Адар нужно наполнить время радостью. К чему же тут плач и молитвы? Давайте попробуем разобраться.
Таанит Эстер очень отличается от остальных еврейских постов. В Талмуде он вообще явно не упоминается. Только день 13 Адара почему-то называется «днём собрания всех». И уже гораздо более поздние комментаторы объясняют, что в том году, когда происходили события свитка Эстер, 13-го Адара, тот самый решающий день, когда евреи собрались и уничтожили врагов своих, был объявлен днём поста и все, кто не могли выйти с оружием обыкновенным, собрались в синагоге и обратились к оружию традиционно-еврейскому — молитве. И Всевышний помог — мы победили. И почему-то с этого года возник обычай поста и молитвы в день 13-го Адара.
Кажется, что определяющей чертой этого дня является то, что «собираются все», как написано в Талмуде, а пост является только механизмом, собирающим людей вместе.
Я сам стал тому свидетелем — в фирме, где я работаю, есть много религиозных людей. В обычные дни все молятся в разное время, в нескольких местах. Только в день поста, из-за чтения Торы, все собираются в одном месте. А в предыдущий пост — 10-го тевета — миньян вечерней молитвы насчитывал несколько сот человек.
Однако, мы ещё далеки от полного понимания. Например, почему этот пост называется постом Эстер? Хронология событий Свитка Эстер примерно такова:
В начале месяца Нисан Аман получил разрешение уничтожить, חו""ש, евреев. Он тотчас бросил жребий, и выпало ему, что это событие нужно назначить на почти через год, 13-го Адара. Сразу же были разосланы по всей стране тайные письма о подготовке «погрома с государственной поддержкой».
Евреям об этой тайне стало известно практически сразу, и уже накануне праздника Пейсах Мордехай пришёл к царице Эстер и потребовал заступиться за свой народ. Эстер согласилась (с риском для жизни), но потребовала «собрать всех евреев» и объявить трёхдневный пост. Этот пост выпал на первые три дня Пейсаха. Дальше, как известно, произошли очень интересные события и, в результате, через 11 месяцев вместо погрома евреев произошёл блистательный разгром их врагов.
Однако, несмотря на то, что даты поста, объявленного Эстер, и поста, отмечаемого нами, не совпадают, общие черты начинают прослеживаться. Так начал Аман своё обвинение в адрес евреев: «Есть народ тут один, разбросанный и разобщённый». Так сказала Эстер Мордехаю: «Иди собери всех евреев».
Есть у нашего народа три главных вида оружия: национальное единство, Тора и близость к Б-гу. К сожалению, когда евреи в галуте, близости к Всевышнему у нас нет. Знанием Торы они, очевидно, тоже тогда не отличались. Когда они потеряли и национальное единство, наш вечный враг, Аман, понял, что пришёл его час. Но, слава Б-гу, удалось быстро объединиться. И тогда мы смогли победить. Это переживание — необходимость единства и осталось с нами в виде Таанит Эстер. Это отправная точка всех наступающих праздников. И в сам Пурим — подаяние бедным, посылка праздничных порций соседям и знакомым, трапеза, на которую собираются хорошие друзья, — всё это призвано укрепить наше единство.
Конечно же, на этом останавливаться нельзя — надо укрепить связь с Торой, приблизиться к Б-гу — но с этого надо начать.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти