Из цикла «Врата востока», темы: Берешит, Неевреи, Врата востока, Бней Ноах, Исраэль Спектор, Животные, Материалы для Бней Ноах
«Рассказ подобен одежде. И следует знать, что за одеждой скрыт человек, а в нём скрыта душа — и она главное! Так и рассказ, он — одежда для содержания, смысла и идеи; а в них — душа, которая вся — тайны Кабалы!»
Абарбанель (Берешит)
«בראשיתבראאלקיםאתהשמיםואתהארץ« (א
„В начале сотворил
После изгнания евреев из Испании (1492 г.) многие из них поселились в городе Салоники (сейчас Греция). Постепенно они сделались главенствующей силой в городе: порт был закрыт в субботу, даже нееврейские банки и правительственные учреждения не работали, ибо всем было известно, что евреи отмечают субботу, а посему — некому вести дела и торговать!
Паша, градоначальник Салоников, весьма уважал евреев и, особенно, еврейских мудрецов. При встрече с ними он вставал. Некоторые из советников не могли спокойно наблюдать, какое почтение паша оказывает евреям.
Однажды они пришли к паше и сказали: „Понятно, что город не работает в субботу, поскольку нет у нас выхода — вся торговля в их руках! Но зачем выказывать им такое уважение и почёт?“
Ответил им паша: „А почему нет?“
Сказали они: „Творец унизил их, а мы возвысим? Разве не унижаемы и не преследуемы они, евреи, везде; разве не попирают их повсюду. Посему тот, кто оказывает уважение евреям, нарушает волю Творца!“
Ответил паша: „Завтра я дам вам ответ“.
Вечером послал он гонцов министрам и советникам с сообщением, что все они приглашаются совершить прогулку на пароходе. Наутро отцы города прибыли в порт, одетые в лучшие одежды и поднялись на корабль, намереваясь насладиться прогулкой и приёмом.
Вышел паша на палубу и сказал: „
„
«И вы полагаетесь на них? — спросил паша, — ведь вы их совсем не знаете…»
Пассажиры молчали.
«Я хочу взглянуть на тех, в чьих руках наша безопасность», — сказал паша, и стал спускаться в машинное отделение. Все двинулись за ним и увидели трёх матросов, бросавших уголь в топку котлов. Лица матросов были красны от котельного жара, руки и одежда черны от сажи и угля.
Обратился паша к своим приближенным и сказал: «Я не могу с этим согласиться! Разве это уважение к власти, когда безопасность паши, представителя султана, зависит от этих чёрных от грязи людей?
Все трое побледнели и заговорили разом: «Эта работа требует специальных навыков. Необходимо знать каждое колесо и каждый винтик, знать, как и сколько угля загружать в каждую топку. Сейчас корабль в надежных руках. А если мы займём их места, то все утонем!»
«Пойдёмте, — сказал паша, — жарко здесь. Поднимемся на палубу».
Когда все поднялись, улыбнулся паша и сказал: «Знайте, что весь мир подобен этому судну, и все мы — его пассажиры и, как они, каждое мгновение подвержены опасности.
Но есть на корабле «машинное отделение» — это ешивы, и есть в них «снабжение котлов топливом» — это молитвы евреев к Творцу и изучение Торы, полученной Моше на горе Синай. «Котельщики — это еврейские мудрецы и праведники. И, если пассажиры довольны прогулкой на корабле, они должны быть благодарны котельщикам из машинного отделения в грязной и засаленной одежде, которые трудятся в поте лица, дабы привести судно в порт назначения». Так закончил паша свою речь, и нечего было возразить ему.
О том же говорили мудрецы: «В начале сотворил
И ещё сказано: «Весь мир получает пропитание благодаря сыну моему Ханине. А сыну моему Ханине достаточно горсти рожков от субботы до субботы».
«…וכבשהורדובדגתהיםובעוףהשמיםובכלחיההרמשעל-ארץ(א, כ»ח)
«И владычествует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, ползающими по земле» (1:28)
Сказанное выше справедливо, если люди ведут себя так, как того требует Творец.
300 лет тому назад в городе Мекнесе (Марокко) арабы поймали львицу и привели в подарок царю. Посадили львицу на цепь, и назначили араба кормить её и следить за ней. Однажды львица сбежала и нанесла большой ущерб. Тогда приказал царь держать её в еврейском квартале: даже если убежит, то навредит только евреям — ну и что из этого? Попытки евреев откупиться ни к чему не привели, и животное поместили во дворе рядом с синагогой, который с той поры стал называться Дир алавия,
Однажды араб — случайно или намеренно — оставил дверь клетки открытой.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами"
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти