В нашей недельной главе сказано: «И было, когда он (Моше) приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (32, 19). Непонятно.
Когда Моше был на горе, Всевышний сказал ему: «Ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (32, 7). Т.е. Моше уже знал о том, что случилось. Почему он не разбил скрижали сразу, как узнал об этом? Что нового он узнал, когда спустился с горы? Почему разбил скрижали именно тогда? Сфорно объясняет это так:
Конечно, Моше знал, что евреи согрешили, сделали золотого тельца. Но когда он спустился, увидел не только тельца, но и пляски вокруг него. Евреи не только совершили преступление, но совершили его с радостью. Сама радость их придала преступлению значительно большую силу... Поэтому Моше и разбил скрижали. Итак, грех создания золотого тельца можно исправить. Но «пляски» в связи с его созданием — грех, который исправить намного тяжелей.
Ребе из Сохачева пишет в предисловии к своей книге Эглей таль:
Некоторые люди ошибаются, говоря о пути разума в изучении Торы. Они полагают: если человек получает радость и удовольствие от изучения Торы, то это не учёба во имя учёбы — это учёба ради собственного удовольствия. В действительности это ошибка. Всевышний велел учить Тору в радости — тогда слова Торы проникают в кровь человека и он привязывается к Торе всей душой.
Сказано в книге Зоар: и доброе начало (йецер тов), и дурное начало (йецер ра) человека возрастают от радости. Доброе начало — от радости Торы, дурное начало — от радости преступления. А если от радости Торы растёт доброе начало человека, то радость — самое главное в заповеди изучения Торы.
Человек растёт от того, что «присоединяется» к Торе, становится единым с ней. И наоборот, радуясь нарушению, преступлению, человек «соединяется» с ним, становится с ним единым целым. Радость — та сила, которая способна «сдвинуть» нас, изменить в том или ином направлении.
С другой стороны, если человек понимает уровень заповеди, её ценность, знает, что такое мицва, то он не может не радоваться, выполняя её. Рав Пинкус поясняет это с помощью следующего сравнения: человек идёт по улице и находит кошелёк, туго набитый купюрами достоинством в 200 шекелей. Если он поднимает этот кошелёк с грустью на лице, значит, цена денег ему неизвестна.
Тот, кто знает, что такое мицва, знает, сколько «выигрывает», выполняя её, — не может не радоваться. И эта радость, в свою очередь, поднимает его выше и выше. Ари а-Кадош говорил: всё его великое знание в Каббале было достигнуто благодаря радости, которую он получал от мицвот.
Научиться испытывать радость от Торы и мицвот, научиться ощущать их истинную ценность — это, по большому счёту, единственная возможность жить полноценной еврейской жизнью.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти