Темы: Смысл жизни, Мировоззрение, Счастье, Материальные блага, Мирьям Нирман
На прошлой неделе на аукционе в Иерусалиме короткая записка Альберта Эйнштейна была куплена за полтора миллиона долларов. Это побило все рекорды, по такой цене в Израиле документы еще не продавались. Почему великий физик решил записать, что он думает о счастье?
Дело было в 1922 году. Год назад Эйнштейн закончил работу по теории фотоэффекта и получил за нее Нобелевскую премию. Вместо того, чтобы сразу отправиться в Стокгольм на церемонию награждения, он решил сначала посетить Японию, где остановился в знаменитом отеле «Империал». Однажды к нему заглянул посыльный, доставляющий почту. У великого физика не было местной валюты, поэтому он взял письменные принадлежности, лежавшие в номере, черкнул что-то и попросил посыльного любезно принять написанное вместо чаевых. «Сохраните это. Возможно, когда-нибудь это будет стоить денег». И добавил: «Это должно послужить вам хорошим советом на всю жизнь». Свое понимание счастья Эйнштейн выразил в одной строке:
«Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем стремление к успеху, связанное с постоянным беспокойством».
Записку продал брат посыльного, проживающий в Германии. Аукционист рассказал газете New York Times, что они рассчитывали продать письмо за 5-8 тысяч долларов. Когда была объявлена окончательная цена, зал взорвался аплодисментами. Разумеется, ценность записки объясняется ее авторством. Но было бы неуважением к Эйнштейну не придать значения тому, что привело его к такому пониманию счастья.
Нельзя не заметить, что совет Эйнштейнa отражает взгляд Талмуда, это еврейское наследие ученого — на сознательном или подсознательном уровне. Счастье — это очень серьезно. В трактате «Пиркей Авот» приводится высказывание Рабана Гамлиэля: «Умножающий имущество — умножает заботу» (2, 7), а знаменитое высказывание Бен-Зомы гласит: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей, как сказано: когда ешь ты от плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе» (4, 1). Лихорадочное стремление к успеху и демонстрации этого успеха гарантированно уводит от счастья. Эйнштейн сформулировал эту идею по-своему, мудрецы — по-своему. Главное — глубоко постичь эту мудрость, понять, что успех — это получить то, что ты хочешь, а счастье — это хотеть то, что ты получил.
Мы все слишком хорошо знакомы с этим заколдованным кругом… Больше всего мы хотим счастья. Современная культура подразумевает: чтобы быть счастливым — нужно быть богатым. Имея больше денег, можно приобрести больше вещей, которые принесут больше счастья. А если они не приносят счастья, значит, нужно больше денег, чтобы купить вещи получше и подороже, а для этого нужно больше работать и жить в еще большем стрессе — и вот тогда мы уж точно будем счастливы. Накапливая все больше имущества, все меньше времени уделяя собственной семье… И вдруг оказывается, что «тот, кто умножает богатство, умножает слезы» (кроме Рабана Гамлиэля к этой мысли пришел и Бенджамин Франклин).
Еврейские мудрецы говорят: в жизни нас сопровождают три друга — богатство, семья и доброе имя. Когда мы умираем, они покидают нас — каждый в свой черед. Как только душа покидает тело, богатство перестает существовать для нас. Семья — более верный друг, она провожает нас к месту последнего успокоения, а затем покидает, чтобы продолжить свою жизнь. И только доброе имя, добрые дела, оказавшие влияние на людей, остаются. Странно: бОльшую часть жизни мы проводим в погоне за деньгами, меньше времени уделяем семье и совсем мало времени — делам, по которым нас будут помнить…
Может быть, благосостояние — не самое главное в жизни? Не получается ли у нас то, о чем писал Émile Henri Gauvreau: «Я принадлежал к людям странной породы — о которых метко сказано, что они делают ненавистные им дела, чтобы заработать деньги …чтобы купить предметы, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые им неинтересны». Деньги, имущество оказываются менее ценными, чем спокойная и скромная жизнь, в которой о нас судят не по количеству нажитого, а по уважению, которое к нам испытывают люди. Это и есть та «теория относительности», которой поделились с нами Тора и Альберт Эйнштейн. И цена ее, как выяснилось, очень велика.
Рав Бенджамин Блех, сайт «Эйш а-Тора». Переводчик Мириям Нирман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти