Темы: Свобода выбора, Гедалия Спинадель, Египет, Фараон, Казни Египетские
Для подъема души Баруха Шнайдера з/л
Творец стал укреплять «сердце фараона», чтобы не отпускал евреев, лишая его свободы выбора — или, наоборот, помогая поступать, как тот хочет. Но почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Предложу общий ответ:
Когда фараон прошел больше половины пути из намеченных десяти остановок, его желание и поведение стало вполне определенным — он не жалел людей: ни евреев, ни свой народ, ради утверждения себя и своей власти, противостоя воле Творца. Для демонстрации постоянства нужно троекратное повторение, но АШем Милосердный ждал до шести раз.
Если так, почему шестой казнью избрана эта?
В главе Ваера (9:8,9) Б-г говорит Моше и Аарону взять полные пригоршни печной золы, чтобы бросил ее Моше к небу перед глазами фараона. И она превратится в пыль, которая осядет на всем Египте, и когда попадет на человека или зверя, возникнет воспаление с нарывами.
При первой встрече Творец дал Моше для подтверждения того, что он Его посланник, три знака: превращение воды в кровь, посоха в змею и обратно и покрытие руки проказой, а потом ее излечение. Они показывают власть Творца над плодородием и пропитанием человека, над жизнью и смертью и над здоровьем и болезнью. Аналогично делятся девять казней.
А десятая — конец, смерть грешника.
Шестая казнь поражает тело, подобно вшам, но если те только слегка покусывают, хотя и этого хватило, чтобы маги фараона сказали фараону «это палец Б-га», то печная зола жжет как печь. На этот раз, если бы Творец не укрепил сердце фараона, он бы сдался от пытки, которая касалась его лично (как фараон, который взял к себе Сару) — как не пришли к нему теперь его маги.
Комментаторы обсуждают природу слова פיח, понимая его, как зола или пепел. Интересно, зачем, брошенная к небу, она превращается в пыль, оседающую потом во всем Египте?
Слово «пыль», אבק, авак встречается в Торе еще один раз в Дварим (28:24): «Обратит Б-г дождь земли твоей в пыль и прах, и станет он падать с неба, чтобы тебя уничтожить». Здесь тоже авак падает с неба, принося несчастье. Еще к корню авак относят слово ваиавек, которое описывает ночное столкновение Якова с «человеком». Тут тоже наказание и негатив.
Попробуем интерпретировать странное слово פיח. Его гематрия 98 образует слово צח — «ясный» или חץ — «стрела». Этот пепел превращается в стрелы, которые жалят, пронзают нарывами тела людей.
Можно его прочесть и так: — חפי — уста хет, где буква хет может указывать на восемь, надмирное пространство — поэтому пепел подбрасывают к небу, где он меняет свою природу. И становится ясно, как будто «уста говорят» — что казнь от Б-га. Или ясно, что это наказание за грех, хет, חטא.
А перед седьмой казнью градом Творец велит Моше сказать фараону: «На этот раз пошлю кары Мои прямо в сердце твое, и слуг твоих, и твоего народа, чтобы вы узнали — нет во всем мире подобного Мне».
Что значит «прямо в сердце»? «И фараон призвал Моше и фараона, и сказал им: Виноват я на этот раз! Справедлив Б-г! А я и народ мой неправы» (Шмот, 9:27).
На этот раз фараон не только понял, но и сказал. Сказать правду — это совсем другой уровень осознания! И о нем предупреждал АШем.
Но фараон признал неправоту слишком поздно. И когда после этого не изменил поведения — его участь, которой не позавидуешь, была решена!
Задумаемся о судьбе фараона…
Египет был «страной рабов/страной господ». Одни стремились не быть рабами, другие — господами — поэтому не мог быть самостоятельным и свободным. Как после революции в России учили грамоте на фразах: «Мы не рабы. Рабы не мы». А выйти из Египта, который в сердце, как учат мудрецы, можно лишь — добровольно признавая себя рабом Творца, а не рабом людей.
История с фараоном добавляет важный акцент. Надо приучать с раннего детства к чувствам и словам «извини и прости». Но, чтобы не вымучивать это из себя, надо научиться просить прощения сразу! Ради обиженного, ради себя и ради утешения Творца — который создал нас обоих по Своему образу.
Понимая, что извинение не умаляет, а совершенствует и возвышает. Просить извинения, даже если не ощущают вины — ведь, когда ощутят, может быть поздно…
Сознание ответственности перед людьми воспитывает и ежедневное «прости» в молитве перед Б-гом. Ведь мы не делаем по отношению к Нему и к людям всего, что должны и могли бы…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти