Темы: Успех, Йосеф, Борух Шлепаков, Провидение, Ваешев
В главе Торы «Ваяшев» описывается история Йосефа. В общем, она всем известна и нет нужды ее пересказывать. Все знают, как и почему Йосеф оказался во дворце Потифара и потом в тюрьме. Но одна вещь обратила на себя мое внимание: и во дворце египетского вельможи и в тюрьме все обратили внимание на то, что а-Шем с Йосефом. Как они поняли это? Скажем, если он был хороший работник, то можно было бы сказать, что все богатство Потифара пришло, потому что у его нового раба хорошие руки, а порядок в тюрьме был потому, что Йосеф был очень расторопный, или просто хороший организатор (как сказали бы сегодня — менеджер). Но все заметили, что это именно от Вс-вышнего. Почему? И дело даже не в том, что он все время повторял, что это все благодаря Творцу. Потому что, с какой стати они все должны были ему поверить? Видимо, что-то было в его действиях, что говорило всем и заставило всех поверить, что это так.
От одной очень пожилой религиозной женщины, я услышал очень интересное сравнение. Говоря о людях нерелигиозных, она сказала, что часто случается, что эти люди сначала стреляют из лука, а потом вокруг места попадания рисуют мишень. Она имела в виду, что обычно такие люди совершают какое-то заведомо запрещенное действие, а потом подводят под него теорию, оправдываются широтой взглядов.
Можно расширить это сравнение, сказав, что оно действует на трех уровнях. Первый уровень, отрицательный, и он соответствует приведенному выше примеру. Второй, положительный, когда человек, видя, что что-то происходит не так, как он предполагал, доволен тем, что есть. И третий, так сказать, «Божественный», когда человек что-то делает, а Творец рисует вокруг этого мишень, показывая, что он попал в десятку.
Именно это, на мой взгляд, произошло в истории с Йосефом. Вспомним, кто был Йосеф? Это был любимый сын, баловень отца, который почти все время сидел с ним и учил Тору. Что он умел делать по хозяйству? Ничего! Ведь понятно, что любому делу нужно учиться, в любом деле нужна практика. Ну, в крайнем случае, он, возможно, мог пасти овец. А работать по дому или в саду — откуда у него могли быть такие знания? И вот теперь он попадает в Египет и его заставляют для начала работать в саду. И, о ужас, он ничего не умеет делать! И, о чудо, у него все получается! Все понимают, что это неспроста. Может быть это колдовство, столь почитаемое в Египте? Нет! Йосеф всем объясняет, что это Творец помогает ему! То же самое произошло потом, когда его перевели во дворец, и потом, когда он попал в тюрьму: вроде бы все валится из рук, но чудесным образом оказывается, что именно так это и должно быть! Потому что сам Вс-вышний «нарисовал ему десятку»!
Борух Шлепаков.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти